"Elektrische Antriebstechnik". -Leipzig 2000: B.G.Teubner Stuttgart. - 401 Seiten, 269 - 272 Seiten
Задания и функциональные узлы регулируемых электрических систем привода
Professor Dr.-Ing. habil. Ulrich Reifenstahl (Otto-von-Guericke-Universitat Mardeburg)
Прогрессивная автоматизация рабочих машин и технологических устройств,
как и требования по усовершенствованию технологических методов и качеств продукции
постоянно увеличивают требования управления процессом движения в электромеханическом
преобразовании энергии в системах привода. Производство установок зачастую требует
сложных процессов движения, а механические системы сами по себе могут функционировать
только с большими затратами. Регулируемые электрические приводы в условиях
компьютерного управления могут напротив осуществлять эти процессы движения в
большинстве случаев гораздо последовательнее и дешевле. Поэтому регулируемый
частоту вращения многодвигательный привод все более вытесняет привод с дорогостоящими
механическими системами передач. Всё-таки механические системы управляющего и
регулирующего устройства двигательной установки должны обеспечивать необходимую
связь и синхронность отдельных осей вращения с высокой точностью.
Требования качества к процессам движения зачастую реализуются только с
помощью регулируемых электрических приводов, чьи параметры состояния, а именно:
крутящий момент, число оборотов, угол поворота и т.д., управляются регулирующим
устройством от задающего устройства с высокой точностью и незначительной динамичной
ошибкой. Это направление развивалось в течение последних лет во всей области
производства электрических машин с сильно нарастающим требованиями к числу оборотов,
крутящему моменту и регулируемому положению привода. Поэтому эти системы привода
нуждаются наряду с функциональными узлами бинарной управляемой системой привода
в дополнительно электронно-силовом регулирующем звене для непрерывного и
соответственно квазинепрерывного распределения электрической энергии, а также в
измерительном и регулирующем устройстве, которые фиксируют (запоминают)
электрические и механические регулируемые величины привода. На рисунке 6.1
показана блочная структура регулируемой системы привода.
Рисунок 1 - Блочная структура регулируемой электрической системы привода
Наряду с параметрами электрических машин и электронно-силовом регулирующем
звене управляющее и регулирующее устройство определяет свойства характеристики,
характер переходного процесса и параметры качества регулируемой системы привода.
Основные регулируемые величины - это ток, напряжение, число оборотов и угол поворота.
Они могут быть определены с измерительного датчика напрямую в исполнительном
звене или непосредственно в двигателе, который дешевле и имеет высокую динамику.
Крутящий момент и магнитный поток в двигателе можно измерить напротив только с
большой сложностью. Поэтому они рассчитываются в большинстве случаев через
математическую модель из измеряемых величин привода.
Измеряемые и регулируемые величины электрических приводов тоже подходят
для технологического управления и контроля машин и устройств, например, к
регулированию растягивающей силы, синхронности и компенсации нагрузки, контролю
силы резания, предохранению от перегрузок и т.д. Поэтому специальные технологические
измерительные датчики могут часто здесь выпадать.
Управляющее и регулирующее устройство должно управлять непосредственно
электрическими и механическими регулируемыми величинами привода (током, потоком,
крутящим моментом, числом оборотов и углом поворота), а также возможно хорошо
могут управлять технологическими регулируемыми величинами рабочей машины. Регулирующее
устройство для непосредственно регулируемых величин привода зависит от двигателя
и от используемого силового полупроводникового исполнительного звена. Оно размещено
на приводе в нижней и средней его силовой области в преобразователе тока и
обозначается как преобразователь тока регулирующего устройства. Оно гарантирует
высокую статическую точность, хорошие динамические свойства и хорошую управляемость
приводной оси. Исходя из этого, оно эффективно защищает приводное устройство, в
частности, силовой полупроводниковый исполнительный элемент, двигатель и механическую
систему передачи, от соответствующих тепловых и механических перегрузок.
Технологическое регулирующее устройство привода специфически проблемно
подобрать на рабочую машину. Важными задачами этого технологического регулирования
привода являются, например:
Рисунок 2 - Структурная схема регулирующего устройства трехфазного привода
с
постоянно возбужденной синхронной машиной и преобразователем импульсов
с
промежуточным контуром постоянного напряжения
Регулирующее устройство содержит компьютер, задающий номинальные (паспортные)
параметры и управляющий положением как каскадное регулирование. Внешним контуром
регулирования положения является регулирование числа оборотов и контуры регулирования
тока статора. Регулирование тока статора в приводах трехфазного тока - это очень
дорогостоящий функциональный узел. Оно определяется через преобразователь импульсов
со стороны нагрузки SR2 и зависит от положения ротора ,
таким образом, ток статора представляется как синусоидальный ток систему трехфазного
тока, чтобы машина развивала желаемый крутящий момент во время позиционного процесса.
Регулирование напряжения с вспомогательным регулированием тока управляется со стороны
сети импульсным преобразователем частоты SR1 с промежуточным контуром напряжения
, а также амплитудой и положением фаз сетевого тока
. Через коммуникативный интерфейс управляющее и
регулирующее устройство исполнительного привода может связаться с вышестоящим
устройством автоматизации. Сбор данных измерения осуществляется через трансформатор
тока и напряжения, а также инкрементный импульсный датчик (ИИД) для измерения
числа оборотов и угла поворота.
В больших двигательных установках регулирующий элемент преобразователя тока,
а также управляющее и регулирующее устройство выполнены модульно и размещены в
отдельном шкафу. Устройство автоматизации привода как универсальное эффективное
многопроцессорная сетевая система и комфортабельный управляющий и регулирующий
метод (способ, процесс) с графической обслуживающей поверхностью находятся в
распоряжении для программирования, параметрирования, ввода в эксплуатацию и
тестирования. На рисунке 6.3 показано устройство автоматизации привода большой
мощности.
Рисунок 3 - Функциональные узлы устройства автоматизации привода большой мощности
В устройстве автоматизации с интегрированным промышленным компьютером (ИПК) и коммуникативными интерфейсами, предназначенными для сетей данных, позволяют дальний ввод в эксплуатацию, дальний контроль и дальний диагноз устройства привода с помощью разработчика устройства.